История создания фейерверковИстория создания фейерверков Лауреат Государственной премии, технических наук П.ЛУКЬЯНОВ. Создание огня и управление им как искусство существует с глубокой древности уже в XV веке на Руси производится в большом количестве и хорошего качества черный порох: первый пиротехнический состав, рецепт которого дошел до наших дней. Потешные, или увеселительные, огни — так в прошлом называли фейерверки. (Вообще говоря, слово "фейерверк" немецкого происхождения и означает "огнедействие".) Еще в XVII веке в царствование отца Петра I — Алексея Михайловича—в городе Устюге в 1674 году для увеселения голландского купца было пущено несколько ракет и "шутих". Но особенное развитие потешные огни получили в царствование Петра I, который не только увлекался фейерверками, но и принимал живейшее участие в их организации. Историк А. Богданов в своей книге, посвященной Петербургу, изданной в 1779 году, писал: "От начала России до времени Петра Великого не токмо видали потешные огни, но ниже слыхали о них , но Петр Великий... для преславных побед... и для всенародных торжеств повелел делать оные фейерверки, то есть огневидные забавы, в которых изображаются всякие исторические фигуры, приличные тех торжеств действа представляющие". Сначала фейерверки устраивали преимущественно в Москве, а затем и в Петербурге: в Новый год, "на день рождения царя, на воспоминания Коронации", а также "ежели случится какая знатная виктория", то есть победа над врагом. В Центральном государственном архиве древних актов я нашел собственноручные записи Петра I, как снаряжать "бураки", "светящиеся ядра", делать составы "белого и синего огней" и множество других затей. В его делах хранится рукописная книжка "Известное описание, выбранное из лутчих ауторов или творцов, как к потешным, также и воинским фейерверкам различные составы сочинять". Историк И. Голиков в своей книге "Дополнения к деяниям Петра Великого" (1795 г.) сообщает, что в библиотеке Петра была "книжка с разными математическими и фейерверочными задачами, из коей последние пять листов писаны собственною же рукою его величества, и при оном рисунок и несколько записок". В восемнадцатом веке уже существовала общепринятая среди алхимиков химическая символика: различными знаками обозначали серу, селитру, порох и другие вещества. В записях Петра I рецептуры фейерверков составлены из химических символов, отличавшихся от применяемых зарубежными алхимиками. Так, селитру Петр I обозначал кружком с точкой посередине, серу — полумесяцем, порох — вертикальной палочкой, перечеркнутой двумя горизонтальными линиями. Теоретические изыскания и записи, естественно, не могли удовлетворить деятельную натуру царя. По свидетельству его сподвижника генерала Гордона, Петр "на маслянице непременно спускал блестящие фейерверки, которые всегда сам устраивал собственными руками, изготовляя на Потешном дворе ракеты, звезды, колеса, шутихи, огненные картины. Первый фейерверк, какого Москва еще никогда не видела, был сожжен на речке Пресне 26 февраля 1690 года... с пушечною пальбою.., при несметном стечении народа. Разноцветные огни в замысловатых фигурах, придуманных самим царем, горели далеко за полночь. То же повторялось и в следующие годы каждую масляницу". В феврале 1699 года, после казни стрельцов, был "пущен для увеселения потешный огонь серного состава... Иностранные представители... могли любоваться зрелищем искусственного огня".- Страсть к потешным огням привела Петра I к организации специальной лаборатории, о которой мы знаем немного. Вот, например, посланник Юль сообщает, что в. Петербурге в 1709 году в лаборатории возник пожар. Вечером того же дня, когда возник пожар, должен был быть сожжен большой фейерверк. Юль пишет, что если бы пожар продлился "еще несколько минут, лабораторию взорвало бы на воздух". Как уже говорилось, поводом для фейерверков чаще всего служила какая-нибудь баталия. В 1702 году в Москве по случаю первой победы над шведами был пущен "фейерверк и огни разные, и изрядные символы" И в тот же год в Москве был показан грандиозный фейерверк по случаю взятия Нотебурга (так назывался Шлиссельбург). В Архиве древних актов я нашел следующее описание большого фейерверка, сочиненного в Москве 1 января 1710 года по случаю Полтавской битвы: "Гора каменная, изъявляющая Шведское государство, Леф, выходящий из оной горы, явълял армею шведскую., столб с короною, являющей Государство Российское, к которому лев приблизился, потом явился орел для защищения оного столба, изъявляющей армею российскую, и оного льва перуном (или огненными стрелами) расшиб с великим громом". Подобные аллегории часто можно встретить в описаниях фейерверков, где присутствуют Марс, Меркурий, Нептун и другие персонажи римской и греческой мифологии. Нередко фейерверки устраивали русские посланники или находящиеся за рубежом русские вельможи. В 1709 году граф Матвеев устроил фейерверки в Амстердаме по случаю полтавской победы, а русский посланник в Пруссии организовал грандиозный фейерверк на Шпрее. В 1721 году заключение мирного договора между Швецией и Россией князь Долгорукий отметил фейерверком в Дрездене. Все эти фейерверки были весьма красочным зрелищем и нередко продолжались по нескольку часов, сопровождаемые гуляньями и пушечными салютами. И до сих пор в архивах можно найти восхищенные отзывы иностранцев, наблюдавших русские фейерверки. Устраиваемые по случаю военных празднеств потешные огни с самого начала были делом военных. И потому, что порох — дело военного приказа, и потому, что о риске менее всего думали, когда делом занимались солдаты. И они погибали от взрывов и ожогов, которые были в то время нередки. После Петра I царствующий дом продолжал устраивать грандиозные фейерверки, привлекая к их созданию ученых и затрачивая на их изготовление колоссальные по тем временам деньги. В царствование Елизаветы Петровны (1741—1761) к созданию фейерверков был привлечен Ломоносов. которому поручали организацию фейерверков и иллюминации. Так, под новый, 1754 год был показан фейерверк с иллюминацией Есть в архиве и запись: "Сочинил фейерверк оберфейерверкер Мартынов, по изобретению господина советника профессора Ломоносова". В устройстве фейерверков принимал участие ученик Ломоносова В. Клементьев. В отчете Ломоносова о работах 1756 года он писал: "Ныне лаборатор Клементьев под моим смотрением изыскивает по моему указанию, как бы сделать для фейерверков верховые зеленые звезды". На изготовление фейерверков и на сопровождавшие их при этом салюты расходовалось значительное количество пороха, а еще больше труда, причем труда весьма опасного... Грандиозный фейерверк был показан в первый день 1756 года. Был показан храм: "по обе стороны храма четыре части света взирают с удивлением и почтением на оный храм и на стоящую перед ним Россию, а именно... Европа, на белом тельце сидящая, в веселом образе, изъявляющем желание ея к снисканию у России дружества. Азия... подносит восточные свои сокровища; по другую сторону Америка с открытым до половины лицом, стоящая на одном колене. Африка, показывающая на себе вид превеликого удивления". В 1758 году только в Петербурге было представлено три фейерверка. Екатерина II, как и ее предшественница Елизавета Петровна, очень любила развлечения, и в частности фейерверки, которые в ее царствование (1762—1796) устраивались довольно часто. О фейерверках, показанных во второй половине восемнадцатого века, английский турист Рэксоль сообщал, что иллюминация и фейерверки в Петергофе "превосходили все, которые я до сих пор видывал. В устройстве иллюминаций, как и фейерверков всевозможных родов, русские перещеголяли все европейские народы". В 1762 году во время коронации Екатерины II большой фейерверк в Москве являл "тихие искусством сделанные потешные огни... два удивлению достойные сильные кашкады (каскады), которые огненную реку на подобие воды столбом в верьх поднимают и... огненный ручей составляют". Были представлены "вымышленные машины... в огненных колесах", пущено более тысячи ракет. Фейерверки устраивались не только в столицах. Их наблюдали жители Казани, Полтавы, в приморском городке Левенталь и в других местах. То там, то здесь находим мы упоминания о редкостных зрелищах. В 1772 году в Царском селе явилась вдруг "страшная огнедышащая гора, с текущею в нее огненной рекою". А в 1775 году на Ходынке в Москве по случаю заключенного с Турцией мира дано огненное представление - в его первом действии была представлена "Спокойная Россия", во втором — "Обеспокоенная Россия", в третьем — "Торжествующая Россия" и, наконец, в четвертом — "Утешная Россия". Затем был выстроен "великолепный и разновидный павильон", составленный из 42 тысяч ракет! Этот фейерверк изобрел уже упомянутый оберфейерверкер Мартынов, а исполнил его помощник Немов. В начале девятнадцатого века появляются новые имена мастеров фейерверочного искусства. Прежде всего следует отметить Ф. Челеева, который в 1824 году опубликовал интересную книгу под названием "Полное и подробное наставление о составлении увеселительных огней". В этой книге Челеев писал: "Хотя упражнение фейерверочное не есть толь полезное для отечества как другие художества (то есть ремесла), на коих все ваше благо основывается; но коль скоро находим мы в нем приятное удовольствие, то не можем оное не назвать хотя частным благом, ежели не всеобщим... по всему всякая забава в свободное время облегчает труды... успокаивает и ободряет силы". Еще раньше, в 1820 году, появилась книга А. Демидова "О происхождении увеселительных огней", которую можно считать первой историей русских фейерверков. Кроме Челеева и Демидова, библиография по организации фейерверков насчитывает много других имен. Талантливый русский изобретатель Иван Кулибин изобрел так называемый "оптический бездымный несгораемый фейерверк". Он же автор работ "О ракетах верховых", "О двойном фонтанном колесе", "О зеленом огне" и других. Любил фейерверки известный композитор и химик А. Бородин, который в свободное время сам занимался их составлением и запуском. Во второй половине XIX столетия появился ряд руководств по изготовлению и запуску фейерверков, лучшими из которых считаются обширные труды П. С. Цытовича и Ф. В. Степанова. В них показано, что фейерверки всегда служат лучшим украшением общественных праздников. "А общественные празднества поднимают дух народа, - писал П. С. Цытович, - и развивают патриотические чувства. Фейерверки нужны для оживления праздников. Ожидание фейерверка возбуждает любопытство; кажущаяся опасность от взлетающих ракет, бомб, шипение, треск, пальба - все это волнует зрителя и придает интерес зрелищу".
|